Как правильно сделать яму в гараже


Как правильно сделать яму в гараже

Как правильно сделать яму в гараже

Как правильно сделать яму в гараже



Многие автомобилисты считают гараж неполноценным, если в нем отсутствует смотровая яма.

смотровая яма гаража

Конечно, здесь речь идет только о тех водителях, которые многое привыкли делать своими руками.

При помощи ямы они могут устранить какую-нибудь мелкую поломку машины или заменить масло.

Для остальных же это просто полезная площадь, где всегда легко выделить место под закатку или временно не нужные вещи.

Итак, как сделать яму в гараже, если она изначально не предусмотрена?

Условно эту работу можно разбить на четыре больших этапа:

  1. Разметка и выемка грунта.
  2. Гидроизоляция.
  3. Устройство стен и пола.
  4. Обустройство ямы.

ВНИМАНИЕ! Перед началом работ очень важно определить уровень грунтовых вод. Он должен быть ниже 2-3 м, в противном случае придется добавить еще один пункт — изготовление дренажной системы. Следует также понимать, что открытая яма всегда будет источником влаги, поэтому чтобы исключить образование коррозии, потребуется гидроизоляция и крышка.

Все работы лучше выполнять с напарником, который знает, как сделать яму в гараже и подключить электрику. Да и рыть землю, готовить бетон, носить и укладывать материалы намного легче вдвоем или даже небольшой бригадой. Работать нужно в прочной рабочей одежде, а на руки надевать брезентовые рукавицы. Это, во-первых, сделает работу более удобной, во-вторых, исключит риск травмирования. Итак, с подготовкой мы разобрались, теперь разберем каждой этап по отдельности.

Оглавление

1. Разметка смотровой ямы в гараже

Начинать работу нужно с разметки. Это даст возможность продумать расположение смотровой ямы в гараже с учетом размеров автомобиля, выбрать оптимальную ширину и длину. В результате правильного подбора места заезжать в гараж можно будет без лишней нервотрепки и опасений провалить машину. Да и работать в яме достаточной ширины и длины намного удобней, чем в узкой и короткой. Именно потому лучше заранее все предусмотреть и рассчитать.

подвал в гараже Не яма, а целый подвал

Практика показывает, что внутреннее рабочее пространство смотровой ямы в гараже должно быть не менее 700 мм. Такие размеры обеспечат удобство работы и оставят необходимое место для движения машины. Даже на авто с самой маленькой колеей (например, 1280 мм у Daewoo Matiz) вы сможете успешно маневрировать, не рискуя провалиться в яму, ведь между ямой и колесами будет еще больше 200 мм.

Длина ямы выбирается с учетом размеров самого гаража, а также личных предпочтений владельца. В большинстве случаев хватает двух метров. Глубину определяют исходя из удобства передвижения и работы под автомобилем. В общем случае расстояние до днища авто должно быть больше роста автовладельца на 20–30 см. Так, если клиренс машины в среднем взять равным 160 мм, то глубина ямы составит примерно 1700–1800 мм.

ВНИМАНИЕ! Мелкая смотровая яма в гараже вызовет больше неудобств, чем слишком глубокая. Ведь в последнем случае всегда можно сделать пол повыше или подложить что-нибудь. При недостаточной же глубине работать всегда будет неудобно, и исправить проблему уже никак не получится.

Определив и записав все размеры, чтобы потом не забыть и не ошибиться, можно приступать к нанесению разметки на пол. Для этого отмеряем необходимое расстояние от стен гаража и очерчиваем внутреннее пространство ямы. Затем во внешнюю сторону откладываем расстояние, равное толщине вертикального ограждения с запасом на уклон земляных стенок.

2. Выемка земли из смотровой ямы в гараже

В среднем, чтобы выкопать яму или погреб под гаражом, придется вынуть около пяти–шести кубометров земли. Продолжительность и сложность такой работы зависит от типа грунта и физических возможностей рабочего. Для копания и выемки грунта понадобится штыковая и совковая лопата, а при твердом грунте — еще и кирка.

Рыть начинаем с дальнего конца ямы, от задней стены гаража. Вырытую землю оставляем около гаража или внутри. В дальнейшем она пригодится для засыпки пустот между земляными стенками и вертикальным ограждением ямы.

ВНИМАНИЕ! Объем вынутой рыхлой земли примерно на четверть больше объема ямы. Это следует учитывать при складировании или вывозе грунта.

После того как вся земля будет вынута, нужно выровнять и уплотнить земляной пол, затем насыпать щебень и утрамбовывать его. В стенах следует сделать ниши для инструментов, запчастей и других предметов. Расположение всех углублений лучше распланировать заранее, поскольку потом сделать ниши будет проблематично.

3. Создание гидроизоляционного слоя

Гидроизоляцию для смотровой ямы начинаем с укладки специальных рулонных материалов на пол, поверх слоя щебня с песком. Для этого подойдет бутилкаучук, акваизол и любая другая изоляция на основе битума. При укладке рулона края должны по всему периметру ямы равномерно накладываться на стены в пределах 15–20 см. Полотнища укладываем с перехлестом до 15 см.

гидроизоляция смотровой ямы Гидроизоляция смотровой ямы

Чтобы улучшить гидроизоляционные характеристики, стены и пол нужно предварительно покрыть глиной. Толщина такого слоя, в зависимости от типа грунта и ситуации с грунтовыми водами, может достигать 20–30 см. Эти размеры следует учитывать еще при разметке перед тем, как сделать яму в гараже. При желании перед бетонированием пола и стен раствор следует смешать с гидрофобизирующими добавками.

Помимо вышеназванных рулонных материалов используют и другие виды гидроизоляции. Стенки промазывают проникающей гидроизоляцией, которая представляет собой смесь портландцемента, наполнителей и активных добавок. Такой материал наносится на увлажненные бетонные стены и, глубоко проникая в слой раствора, обеспечивает необходимые водоотталкивающие свойства.

Хороший уровень гидроизоляции также дают мембраны из полимерного вещества. Толщина однослойной мембраны достигает 2 мм, а многослойной — более 3 мм. И хотя стоит такой материал дорого, у него есть значительное преимущество — он отличается долговечностью и надежностью.

4. Подготовка бетона для пола и стен

Особое внимание нужно уделить приготовлению бетона, который должен обладать необходимой прочностью.

смотровая яма с кирпичными стенами Яма с кирпичными стенами

В качестве связующего берется портландцемент марки 400 и смешивается с мелким песком (1:2,2) и щебнем (1:4) фракции 5–20 мм. Количество воды зависит от способа приготовления смеси.

Если используется бетономешалка, то воды потребуется примерно 200 литров на 300 кг цемента с соблюдением вышеуказанных пропорций. При ручном приготовлении воды можно добавить чуть больше для повышения текучести раствора. В результате получится бетон марки 200, чего вполне хватает для обеспечения необходимой прочности и долговечности пола и стен.

ВНИМАНИЕ! При устройстве ямы или погреба под гаражом стены, в отличие от пола, делают из бетона с немного меньшим содержанием песка и щебня (примерно 1:1,8 и 1:3 соответственно) при неизменном объеме воды.

5. Устройство стен и пола смотровой ямы

Пол и стены в смотровой яме в основном делают бетонными, хотя некоторые автовладельцы предпочитают использовать кирпичи. Практика показывает, что вариант с бетонированием более простой, удобный, менее затратный и быстрый. В этом случае работу можно выполнить и без навыков кладки кирпича. Вдобавок к этому полученная монолитная конструкция всегда будет намного надежней и долговечней кирпичной. Итак, порядок действий будет следующий:

Пол

Вначале делаем пол. Для этого на уплотненное основание из щебня (при необходимости с гидроизоляционным слоем) укладываем бетонный раствор. Толщина такого покрытия составляет около 60–70 мм. В качестве армирующего материала выбирают проволочную сетку с ячейками небольших размеров.

Стены

  1. Прежде чем делать стены смотровой ямы в гараже, устанавливают деревянную опалубку, а по периметру ямы укладывают обрамление из уголков (ширина полки 60–70 мм). Уголки укрепляют углы и препятствуют соскальзыванию машины в яму. В дальнейшем можно сделать крышку и укладывать ее на обрамление.
  2. Стены бетонируют в несколько слоев высотой 30–40 см каждый. Ярусы уплотняют, используя штыковую лопату. Если есть возможность воспользоваться вибратором, то слои можно сделать высотой до полуметра.

ВНИМАНИЕ! Обязательно используйте армирующие материалы. Для этого подойдет металлическая сетка, подобная той, что использовалась для укладки на пол. Армируют и ниши для инструментов. В последнем ярусе предусматривают стаканы для плафонов, закладывая в бетон обрезок обычной канализационной пластиковой трубы.

После создания каждого яруса нужно дать схватиться бетону, оставив его на два–три дня. Когда же все стены будут закончены, опалубку лучше не снимать еще, как минимум, 7 дней, а лучше — две–три недели. Только убедившись, что бетон надежно затвердел, приступают к обратной отсыпке, для чего используют вынутую при рытье ямы землю. Каждый 20-сантиметровый слой тщательно утрамбовывают. Если есть возможность, то отсыпку делают щебнем или гравием.

6. Обустройство смотровой ямы

Чтобы работать в смотровой яме было удобно, ее следует обустроить.

обустройство смотровой ямы Обустроенная смотровая яма

Для этого делают дощатый пол, обшивают бетонные стены, устраивают ступени, поскольку пользоваться съемной лестницей не только неудобно, но и опасно. Да и освещение нужно провести, а наверх сделать крышку.

Настил, крышку и обшивку стен изготавливают из досок или другого доступного материала. Предварительно следует проложить элекропроводку до стаканов, которые заложены еще при заливке бетона. Чтобы обеспечить необходимый уровень безопасности, все провода лучше спрятать в гофроканал из стали. Независимо от уровня влажности в яме, разумнее всего выбрать влагозащищенные розетки и патроны.

7. Утепление и вентиляция ямы

Увы, лето длится всего три месяца, и по закону подлости работа в гараже в основном приходится на холодное время года. Чтобы однажды не получить переохлаждение, следует подумать об этом заранее. Это значит, что смотровая яма в гараже должна быть утепленной. Стоит ли говорить, что в таком помещении работать гораздо приятнее и удобнее, чем в сырости и холоде. Если же гараж уже утеплен, то яму придется утеплять отдельно, ведь она находится в слое грунта ниже уровня пола.

В качестве теплоизоляционного материала в основном используют полистирол. Он стоит недорого, не гниет, легко приклеивается к кирпичам или бетонным поверхностям. Стены утепляют полистиролом ПСБ-С-25, а на пол укладывают ПСБ-С-35.

ВНИМАНИЕ! В зависимости от толщины утеплительного материала уменьшится и внутреннее пространство в смотровой яме. Поэтому если предполагается укладка полистирола, это следует учесть еще при разметке.

Помимо полистирола для утепления смотровой ямы используют керамическую плитку. Этот материал хоть и дороже, но зато прост в укладке, долговечен и отличается высокой теплоизоляцией. После укладки плитки смотровая яма в гараже будет смотреться очень эстетично, да и горюче-смазочные материалы или любой мусор убрать с такого покрытия намного легче.

Чтобы уменьшить сырость в яме, необходима вентиляция. Для этого следует проложить гибкий воздуховод и вывести его наружу с превышением около 30 см над уровнем земли. На выходе воздуховода должна быть установлена защитную крышка и сетка.

Надеюсь, мой материал вам помог. Если что-то непонятно, добро пожаловать в «вопросы и ответы» или комментарии.



Источник: http://saddom.ru/kak-sdelat-smotrovuju-jamu-v-garazhe.html


Как правильно сделать яму в гараже

Как правильно сделать яму в гараже

Как правильно сделать яму в гараже

Как правильно сделать яму в гараже

Как правильно сделать яму в гараже

Как правильно сделать яму в гараже

Как правильно сделать яму в гараже

Как правильно сделать яму в гараже

Похожие записи: